Пресса о художнике


?НФОРМАЦ?ОННАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Солдат стал художником

Я разговорился с бывшим воином-"афганцем", ныне художником Геннадием Хилько около выставки его работ в ДК "Выборгский". Мы сидели рядом с его картинами, развешанными по стене, не спеша пили чай и беседовали.

Очень моложавый, хотя и с ранней сединой (а ему нет и сорока), с пронзительным, каким-то "все понимающим" взглядом, он произвел впечатление человека незаурядного. О войне он предпочел много не рассказывать. Свой жизненный путь описал так: окончил художественную школу в Выборгском районе, затем архитектурно-строительный техникум на пр. Руставели. "Подарком" к выпуску был призыв в ряды Советской Армии. Шла афганская война...

- Затем начался дурдом, - смеется Геннадий. - В самаркандской "учебке" меня, архитектора, строителя, стали готовить на специалиста по радиостанциям и радиорелейной войсковой связи. Безусловно, я только научился отличать транзистор от диода и выучил расположение и функции разных ручек и рычажков. Затем привезли в артполк в Кабуле (это место наши звали Теплый Стан. Здесь стояли две большие части, штаб). Артиллеристы обрадовались: наконец-то у нас отремонтируют все радиостанции! Действительно, у них ломаных армейских аппаратов было полно. Я говорю: "Ребята! Вы что, не знаете, кого и из кого у нас готовят? Я архитектор и ваших станций не знаю!". Короче, после мытарств попал Геннадий в картографическую службу, которая обеспечивала прохождение рейдовых отрядов по душманским территориям.

- Рисовать удавалось? - спрашиваю.

- Нет. Ты представь мою жизнь в Афгане. ?мущества всего-то автомат, да всякая экипировка, да зубная щетка. Своего уголка нет. Очки, и те раздавил и потерял. Куда там хранить краски, кисти, да готовые рисунки. Все бы пропало.

- После войны Афган рисовал?

- Я не рисовал его в буквальном виде, как это делали некоторые. Битую горелую технику нашу и прочие прелести. Были аллегории о жертвах, "знаковые" картины.

? вот тут-то мы заговорили о "знаках"... Это была непростая беседа. ?злюбленная тема творчества Геннадия - питерский городской пейзаж. Безусловно, картины тщательно "прописаны" (жаргон художников, имеется в виду отточенность прорисовки даже мелких деталей) - это благодаря занятиям в студии профессора Академии художеств Скорикова. Но сие лишь внешняя сторона. Хилько считает, что нашел в питерском пейзаже таинственные сочетания цифр, высот, окраски зданий. Так, Васильевский - остров власти (он так строился), там есть Биржа с 10 колоннами (десятка в эзотерике - символ денег). Петропавловка - это тюрьма с "воротами смерти" (пристань в форме креста, оттуда везли на казнь в Шлиссельбург). Военные учреждения имеют по 8 колонн или по 8 зрительных примет (восьмерка - символ силы) и т.д. Александрийская колонна - жезл правителя, понукающая дубинка. Соответственно, разными тонами (багрово- красными, угрюмыми или желтыми, серыми, стальными) надо писать разные части Питера. Важно, справа или слева ты располагаешь тот же ?саакий, ту же Петропавловку. "Город - текст, который надо прочитать" - это мнение Геннадия).

...Признаться, я не вполне понимал это. Но я знаю, что картины Хилько охотно берет даже российское Министерство иностранных дел (они находятся в живописной коллекции М?Да, тщательно отбираемой), их сразу отличают искусствоведы. Есть какая-то тайна, которую несет в себе этот бывший солдат с ранней сединой в волосах...

Владимир ФЕДОРОВ

?здательский Дом "КУРЬЕР-МЕД?А", 2004 г.

 

 


konkretno.ru

Память - одна на всех...
Как «афганцы» Госдуму разукрасили

12 июля 2003г.

Дума всецело подготовилась к созерцанию батальных сцен. Однако к своему удивлению обнаружила разнообразие мотивов. Природа, люди, урбанистические пейзажи Северной столицы...
Безусловно, и Афганистан наложил свой отпечаток на творчество этих художников. Есть на картинах и война. К примеру – на полотне «Взвод» Анатолия Хомутинникова. Анатолий часто возвращается к афганской тематике, а вот Дмитрий Гришин не пишет своих воспоминаний. В Афгане он оставил ногу. К тому же художник тяготеет к эзотерическому мироощущению, создавая в сюрреалистической манере загадочные хроники то ли снов, то ли других измерений. Хотя с недавних пор и он задумывается над написанием афганских пейзажей. Восточная тематика, безусловно, вызывает неподдельный интерес: пески, быт простых афганцев, тот же усталый «Взвод». Экзотические оттенки Азии всплывают в памяти сквозь пороховой дым. Дорогой ценой получили живописцы материал для творчества, и, запечатленный их кистями, он ценен не только в материальном эквиваленте. Он – символ жизни.

Геннадий Хилько пишет в манере классического реализма, где каждый предмет ? знак. Например ? скрещение восточного и русского клинков. Все трое закончили высшие художественные учебные заведения. ?х талант нашел дорогу и признание.

Вообще-то экспозиция должна была носить общероссийский характер. Ведь на предложение петербургской общественной организации воинов-«афганцев» «Каскад» откликнулись художники из других российских городов. Но пенсия не позволяет совершать дальние путешествия.
Между тем резонанс от выставки был таков, что о ней написали многие столичные газеты. А приходившие политики приобретали холсты на месте. Так что и от них толк вышел...
Алексей Лещенко
?сточник: http://konkretno.ru/2003/07/12/Kak_afgantci_Gosdumu_razukrasili.html